Козлов М.А.

Материал из Вики Птицы Чувашии
Версия от 22:02, 16 октября 2018; Alex yakovlev (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Из воспоминаний И.М. Олигера.

Олигер И.М. Славная десятка. Мои друзья - зоологи // Научные труды Государственного природного заповедника "Присурский". - 2010. - Т. 23. - С. 16-91.

МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ КОЗЛОВ (1936 – 2006)

Зоолог-энтомолог. По национальности чуваш. Поступил в 1955 году на биолого-химический факультет Чувашского государственного пединститута, в 1959 году перешел на 3-й курс биофака Ленинградского государственного университета и окончил его в 1962 году. Работал в Зоологическом институте АН СССР экскурсоводом музея. Защитил кандидатскую диссертацию в 1967 году. Зачислен научным сотрудником лаборатории систематики насекомых ЗИН АН СССР. В 1983 году защитил диссертацию на степень доктора биологических наук. В 1991 году получил звание профессора. В 1992 году избран действительным членом Национальной Академии наук Чувашской Республики. В 1997 году ему присвоено звание заслуженного деятеля науки Чувашской Республики. Член Совета и президиума Всесоюзного, а затем Русского энтомологического общества при РАН.

Основной объект научных исследований М. А. Козлова – проктотрупоидные наездники из отряда перепончатокрылых насекомых.

Активно занимался пропагандой и популяризацией научных знаний по зоологии и биологии в целом – написал несколько научно-популярных книг и (в соавторстве) учебник по зоологии для средней школы.

Основные печатные труды:

1. Проктотрупоидные наездники (Hymenoptera, Proctotrupoidea) фауны СССР. – Автореф. дис. … канд. биол. наук. – Л., 1967. – 14 с.

2. Морфотипическая специализация наездников (Hymenoptera, Parasitica) // Энтомол. обозр. – 1970. – Т. 49. – Вып. 2. – С. 286-291.

3. Филогения, эволюция и система проктотрупоидных наездников (Hymenoptera, Proctotrupoidea) // Отчетная научная сессия по итогам работ 1970 года: Тезисы докладов. – Л.: Наука, 1971. – С. 24-25.

4. Проктотрупоидные наездники (Hymenoptera, Proctotrupoidea) фауны СССР // Тр. Всесоюзн. энтомол. общ-ва. – 1971. – Т. 54. – С. 367.

5. Соты жизни. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1976. – 192 с.

6. Кольцо жизни. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1980. – 192 с..

7. Сцелионины фауны СССР (Hymenoptera, Scelionidae, Scelioninae). – Л.: Наука, 1990. – Вып. 161. – 144 с. (совместно с С.В. Кононовой).

8. Морфологические основы эволюции, палеонтологическая история, филогения и система наездников-сцелионид (Hymenoptera, Scelionidae). (Морфологические основы филогении насекомых) // Тр. Всесоюзн. энтомол. общва. – 1987. – Т. 69. – С. 128-190.

9. Не просто букашки. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1991. – С. 223.

10. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. – М: Просвещение, 1991. – 207 с. (совместно с И.М. Олигером).

11. Животные. Их место и роль в биосфере // Изв. Нац. академии наук и искусств Чувашской Республики (НАНИ ЧР). – 1996. – С. 74-81.

12. Зоология. Беспозвоночные. Многоуровневый учебник для 7 класса средней общеобразовательной школы гимназий и лицеев. – СПб.: Специальная литература, 1997. – 253 с. (Переиздания: 1999, 2001, 2002) (Совместно с В.Р. Дольником).

13. Зоология. Хордовые. Многоуровневый учебник для 8 классов средней общеобразовательной школы, гимназий и лицеев. – СПб.: Специальная литература, 1997. – 408 с. (Переиздания: 1999, 2000, 2001, 2002) (совместно с В.Р. Дольником).

14. Кольцо жизни. – М.: Современник, 1998. – 368 с.

15. Мир животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Зоологическая энциклопедия. – СПб.: Азбука-классика, Золотой век, 2004. – 720 с. (совместно с И.М. Олигером).

Всего М. А. Козловым опубликовано более 200 статей, атласов и книг.


Миша Козлов поступил на 1-й курс биолого-химического факультета ЧГПИ в 1955 году. По внешности он не выделялся среди остальных студентов: небольшого роста, шатен, в очках. Но на заседаниях студенческого зоологического кружка он сразу обратил на себя внимание. Там большинство студентов доклады и сообщения воспринимали обычно молча, лишь иногда старшекурсники задавали один-два вопроса. Миша же не только часто задавал вопросы, но порой и высказывал свое мнение при обсуждении услышанного. А когда я предложил ему самому сделать сообщение, то он охотно согласился – редкий случай для студента 1 го курса.

Таким образом, весной к моменту окончания курса он обнаружил отличное знание предмета и большое желание произвести летом сбор материала по энтомологии. На кафедре тогда велись работы по изучению животного мира Чувашии, и я предложил Мише заняться сбором материалов по жесткокрылым. Он охотно согласился.

Для того чтобы получить материалы из южных районов Чувашии – на кафедре таковые отсутствовали – мы решили, что лучше всего будет, если Миша не примет участия в полевой практике, проходящей в Хыркасах, возле Чебоксар, а отправится на все лето к себе на родину, в деревню Асаново, на крайнем юге Чувашии. Договорились с ботаниками, что должен сделать Миша по их части, получили разрешение ректора и после сдачи Мишей последнего экзамена, он оправился в Асаново.

Мне тоже хотелось посмотреть на эти места, и мы поехали вместе на моей машине. Поехали вчетвером: Миша, мой сын Алёша, преподаватель сельхозинститута Н.П. Воронов и я. До Канаша на дороге местами был асфальт, а дальше пошла грунтовка. Местами после прошедших дождей на дороге были глубокие колеи, которые мой ГАЗА преодолевал с большим трудом, так что ехали мы до Асанова – это около 250 км – два дня. Остановились в семье Миши – обычной колхозной семье. Отец Миши – колхозник, хорошо говоривший по-русски, мать – домашняя хозяйка, по-русски не говорила. Приняли они нас очень радушно. Стали угощать. Хозяйка, наливая в тарелку суп, говорила: «Си яшку, си!»– ешь суп, ешь.

На другой день пошли знакомиться с местностью. Местность мне очень понравилась. С одной стороны вдаль уходил сплошной массив хвойно-лиственного леса, с другой на юг тянулись открытые поля. По берегам небольшой речки расстилались роскошные луга. Через несколько лет по приказу районного начальства эти луга были распаханы и в течение одного-двух лет давали богатые урожаи зерновых. Но затем весной разлившаяся речка смыла лишенную растительности почву, и там образовался голый заболоченный пустырь.

На следующий день мы отправились обратно, оставив Мишу в Асанове. Он пробыл там все лето, собирая жуков в разных биотопах и, явившись 1 сентября в институт, предъявил очень большой материал. Всю зиму 1956-57 гг. он был занят определением собранных видов. Летом 1957 года по окончании аудиторных занятий я снова хотел направить Мишу в Асаново, но он не согласился, сказав, что не хочет отрываться от коллектива группы, хочет пройти вместе со всеми полевую практику, тем более, что она будет посвящена позвоночным животным, которых он не знает, а сборы жуков проведет здесь. Я согласился с ним. На полевой практике он был очень внимателен и к концу её стал хорошо узнавать многих птиц. Кроме того, во время экскурсий, он не расставался с блокнотом, постоянно делая в нем записи не только тогда, когда ведущий преподаватель что-то объяснял, но и сам по себе. Впоследствии многие сделанные тогда заметки были использованы им для своих научно-популярных рассказов.

Характер у Миши был общительный, открытый, он охотно принимал участие во всех студенческих мероприятиях, зимой принимал участие в лыжных вылазках. Вспоминается одно забавное происшествие. Однажды весной, в апреле, мы втроем – я с дочерью Мариной и Миша – отправились к нам на дачу, в Кувшинку. Пошли пешком. Лед на Волге был еще вполне крепкий, но у левого берега, благодаря нагреву солнцем, он стал совсем рыхлым. А во многих местах образовались закраины. Найдя место, где на рыхлый лед с прочного льда на берег была положена доска метров пять длиной, мы решили попробовать переправиться здесь. Первым пошел я и благополучно ступил на берег, но доска была тонкая, сильно гнулась, и я предупредил Марину и Мишу, чтобы были осторожными. Пошла Марина; шла осторожно, но когда дошла до середины, доска прогнулась так, что вода начала заливать сапоги. Марина повернула обратно, но, все же, прежде чем выбралась на лед, вымокла почти по пояс. Тем не менее, Миша, решив, что все дело в нерасторопности Марины, смело ступил на доску, но тоже быстро погрузился в воду уже по пояс, и Марине пришлось схватить его за куртку, помогая выбраться на лед. Каким-то образом все же им удалось переправиться ко мне, мы развели костерок и стали сушиться, со смехом обсуждая происшествие.

Осенью и зимой 1957 года Миша закончил обработку как собранного им материала, так и имевшегося на кафедре. Этого было вполне достаточно для статьи, но нужно было проверить определение по музейным коллекциям и посоветоваться со специалистами. Поэтому в январе 1958 года после окончания экзаменационной сессии мы с Мишей отправились в Москву, в Зоологический музей МГУ. В то время там работал Н.Н. Плавильщиков – крупный энтомолог, соавтор (вместе с Тарбинским) замечательного солидного «Определителя насекомых Европейской части СССР», специалист по жесткокрылым насекомым. Он принял нас очень любезно, и Миша сразу получил рабочее место, микроскоп и доступ к коллекциям. В лаборатории рядом с ним за одним длинным столом уже сидели несколько зоологов весьма почтенного вида, так что можно было не сомневаться, что Миша сможет весьма плодотворно провести здесь время. И я, успокоенный за него, отправился по своим делам в Ленинград.

Через несколько дней, в конце каникул, на обратном пути домой, зашел за Мишей в Музей. Оказалось, что он очень успешно поработал и не только проверил все свои определения (они оказались верными), но и ознакомился со многими, ранее ему неизвестными насекомыми. Пока он отправился сдавать числившиеся за ним оборудование и коллекции, я разговорился с его соседями. Одним из них оказался сотрудник ленинградского Зоологического института АН СССР, член-корреспондент Академии наук СССР В. В. Попов.

– Вам следует постараться перевести Мишу на учебу в Ленинградский университет, – сказал он. – Миша – прирожденный систематик. Ему необходимо получить полноценное биологическое образование. Если Вы добьетесь разрешения на переход, то мы поможем зачислению его в университет. А после окончания университета мы возьмем его в ЗИН.

Окрыленные такой перспективой, мы вернулись в Чебоксары.

В институте я сразу начал хлопотать о переводе Миши в ЛГУ. Как я и предвидел, руководство института вовсе не хотело расставаться со студентом-отличником. Более того, к моему удивлению и досаде, заведующие кафедрами ботаники и химии, хотя и не рассчитывали, что Миша захочет перейти к ним, тоже выступили против его перевода. Преодолеть столь мощное сопротивление не удалось, и Мише пришлось продолжить учебу в институте.

Все же, списавшись с Поповым, летом 1958 года Миша принял участие в качестве лаборанта в экспедиции в Казахстан, организованной совместно Ботаническим и Зоологическим институтами АН СССР. По ее завершении Попов еще более утвердился во мнении видеть впоследствии Мишу в ЗИНе. Зимой 1958-59 гг. Миша закончил обработку собранных материалов и представил на кафедру статью, характеризующую фауну жесткокрылых Чувашии по 9 семействам. Работа вполне отвечала требованиям, предъявляемым к подобного рода фаунистическим статьям, поэтому я представил её в редколлегию намечавшегося очередного сборника «Ученые записки» ЧГПИ. Однако и здесь я встретил совершенно неожиданное сопротивление: проректор по науке отказал в помещении статьи в сборник, мотивируя тем, что сборник предназначен лишь для преподавателей института, а не для студентов. Мои указания на то, что статья по своим качествам ничуть не уступает статьям преподавателей, успеха не имели.

– Но вот же статья, в которой соавтором является студент?

– Это – другое дело. Если бы он был соавтором преподавателя, тогда можно.

Переговорив с Мишей, мы пришли к следующему: я выступлю в качестве соавтора, для чего обработаю еще одно семейство жуков. Так и сделали, причем я выступал как, якобы, основной автор – моя фамилия стояла впереди. Однако в предисловии к статье было чётко указано, кто что сделал: Миша – 9 семейств, а я – одно. И статья появилась в сборнике, который вышел лишь в 1960 году. Таким образом, хоть и в соавторстве, у Миши появилась первая научная печатная работа.

Однако я не оставлял попыток уговорить руководство института дать Мише разрешение на переход в ЛГУ. И, наконец, нужное разрешение было дано, и Миша отправился в Ленинград. Однако здесь его ожидали новые трудности. Прежде всего, декан биофака ЛГУ Новиков отказался зачислить Мишу в число студентов. Пришлось прибегнуть к помощи ЗИНа. Его директор, академик Павловский, направил соответствующую просьбу ректору ЛГУ, и тот дал разрешение на прием Миши. Но Новиков настоял, все же, на том, чтобы Миша поступил не на 4-й, а на 3-й курс, и с непременной сдачей экзаменов по тем предметам, которых не было в учебном плане ЧГПИ. Кроме того, пока не будут сданы эти «хвосты», он отказал Мише в стипендии. Пришлось Мише обратиться к ректору, указав, что эти «хвосты» возникли не по его вине, и что он обязуется ликвидировать их в указанные сроки. Ректор согласился с доводами Миши, и стипендия была дана. А к концу семестра были благополучно ликвидированы и «хвосты».

В 1962 году Миша с отличием окончил курс биофака ЛГУ. Сразу же он был принят на работу в Зоологический институт на должность экскурсовода музея.

К работе в музее Миша отнесся с большой ответственностью (как, впрочем, и к любому роду деятельности, которыми ему приходилось заниматься в жизни). Внимательно и с интересом он ознакомился со всеми многочисленными и разнообразными экспонатами музея, перечитал массу литературы и мог интересно и увлекательно рассказывать посетителям музея о самых различных животных, начиная с низших беспозвоночных и кончая млекопитающими. Кроме того, благодаря полученным ранее в пединституте навыкам, он легко менял характер и манеру проведения экскурсии в зависимости от возрастного и интеллектуального состава слушателей. Таким образом, эта работа весьма расширила и обогатила его умственный кругозор, и впоследствии он с успехом использовал полученные знания при написании учебников и различных научно-популярных книг.

Но сразу по приезде в Ленинград, то есть еще во время пребывания в университете, Миша вошел в тесный контакт с энтомологами ЗИНа. Упоминавшийся выше Попов предложил ему заняться проктотрупоидами – микроскопическими перепончатокрылыми, паразитирующими на яйцах различных насекомых. В то время эти самые проктотрупоиды были еще очень мало изучены. Вероятно, многих отпугивала трудность работы с ними из-за их малых размеров (большинство этих насекомых были не более миллиметра). Миша принял это предложение и начал работу. И уже в 1961 году, то есть, еще во время учебы в университете, в чехословацком научном журнале выходит его первая статья, посвященная этим насекомым. Затем, когда он уже работает в ЗИНе экскурсоводом музея, в 1963-66 гг. ежегодно в печати появляются новые статьи. А в 1967 году он защищает кандидатскую диссертацию на тему «Проктотрупоидные наездники (Proctotrupoidae) Европейской части СССР».

Защита прошла не стандартно, очень живо и интересно. Дело в том, что многие из этих наездников играют большую роль в сельском хозяйстве, так как откладывают свои яйца в яйца сельскохозяйственных вредителей, снижая таким образом их численность. К таковым, например, относится теленомус, откладывающий яйца в яйца клопа-черепашки – одного из злостных вредителей зерновых культур. Поэтому для многих работников сельского хозяйства были очень важны все сведения по систематике, морфологии и биологии этого и других сходных видов, позволяющие четко определять их и правильно использовать в борьбе с вредителями.

В диссертации Миши были детально освещены указанные особенности не только теленомуса и других известных к тому времени для России видов, но и рассмотрены многие виды, в том числе новые не только для нашей фауны, но и новые для науки: ранее в Европейской России было известно около 40 видов, а Миша отметил более 100 видов.

Немудрено, что вместо 7-8 отзывов, поступающих обычно на такого рода диссертации и исходящих в основном от специалистов-систематиков, в этот раз поступило 34, в большинстве от работников сельского хозяйства.

Защита прошла блестяще. Все члены Ученого совета ЗИН проголосовали за присуждение Мише ученой степени кандидата биологических наук.

Сразу после защиты диссертации Мишу переводят на должность научного сотрудника лаборатории систематики насекомых. Здесь ему шкафами отгородили крохотный закуток, в котором еле помещались стул, стол и шкафчик с микроскопом. Пробираться сюда надо было извилистым ходом, лавируя между высокими шкафами с коллекциями насекомых. В этом тесном закутке Миша и проработал все последующие годы, вплоть до своей кончины.

Здесь, не «почив на лаврах», как делали многие после защиты диссертации, Михаил Алексеевич продолжал активно работать, собирая материал по проктотрупоидам. Он много ездил по всей стране, особенно по её азиатской части – Казахстану, Средней Азии, Дальнему Востоку. Побывал также и в ряде зарубежных стран: принял участие в 7 больших экспедициях по Монголии, сделал сборы во Вьетнаме, Иране, Южной Корее. Завязав переписку с иностранными энтомологами, смог получать материал и из других стран. Благодаря этому, он смог собрать богатый палеонтологический материал. Впрочем, нужно заметить, что в то время проктотрупоидами серьезно занимались немногие. Таковым, в частности, был чех Lubomir Masner. Между ними возникла дружеская переписка, и Михаил Алексеевич даже собрался было посетить его, но сначала события 1968 года – ввод советских войск в Прагу – помешали этому, а вскоре после этого Lubomir Masner уехал в Канаду, куда в то время наши ученые попасть не могли, так что их личное знакомство так и не состоялось.

Лето Михаил Алексеевич обычно проводил в экспедициях, а зимой, сидя в своем закутке, обрабатывал полученные материалы, ежегодно давая в печать несколько научных статей. И через 16 лет – в 1983 году – он блестяще защищает докторскую диссертацию: «Сцелиониды, их систематическое положение, морфо-биологическая характеристика, распространение, эволюция, филогения, классификация и хозяйственное значение».

Уже из названия диссертации видно, что в ней содержится монографическое описание всего семейства сцелионид. Особенно интересно то, что рассмотрено не только современное состояние этих насекомых, но и детально прослежены эволюция и филогения на основе палеонтологических данных. В результате произведен полный пересмотр систематики семейства.

Если же взять и другие работы Михаила Алексеевича, касающиеся паразитических наездников, то им описано 5 новых семейств, 26 новых триб и около 600 новых видов проктотрупоидов.

При этом он объяснил, как следует трактовать появление в эволюции проктотрупоидов и даже вообще паразитических наездников новых хозяев. Наиболее обычный путь – это переход на родственные прежним хозяевам виды (филогенетический тип эволюции). Но иногда в эволюции появляются новые хозяева, не только не родственные прежним, а принадлежащие к другим отрядам насекомых, а иногда даже к другим классам членистоногих. Михаил Алексеевич предположил, что это происходило благодаря морфологическому сходству некоторых фаз развития старых и новых хозяев – например, пупариев мух и яйцевых коконов пауков (топологический тип эволюции). В дальнейшем, опираясь на эту, выдвинутую Михаилом Алексеевичем, гипотезу, стали понятны некоторые ранее необъяснимые случаи паразитизма.

Итак, летом – экспедиции в разные концы света, зимой – обработка собранных материалов. Казалось, заниматься еще чем-то – времени нет. Но Михаил Алексеевич вовсе не собирался стать «ученым сухарем». Еще работая экскурсоводом музея, он познакомился со школьным учителем Е.М. Нинбургом, и они вместе написали учебное пособие для школьников «Ваша коллекция», которое было опубликовано в 1971 году.

А в 1976 году в Чебоксарах выходит в свет замечательная книга М.А. Козлова «Соты жизни». В первой части этой книги речь идет о мельчайших существах, которых мы не видим из-за их малой величины, но которые в неисчислимых количествах населяют Землю, это – вирусы, риккетсии, бактерии, грибы и одноклеточные простейшие. Автор кратко, но четко и ясно рассказывает об их строении, образе жизни и значении в природе и для человека. Во второй части он пишет о живущих вместе с нами или рядом с нами диких и домашних животных – пауках, насекомых, кошках. В третьей части идет рассказ о самых различных животных, беспозвоночных и позвоночных, отличающихся какими-нибудь любопытными особенностями своего образа жизни.

Язык повествования ясный, меткий. Автор часто задает вопросы, стараясь обратить внимание читателя на те или иные непонятные особенности поведения животных, изумляется и восхищается неожиданными поворотами их жизни.

Книга с первой и до последней страницы читается с неослабевающим интересом и, закрыв ее, мы с приятным удивлением осознаем, как много мы узнали о тех, кто часто живет рядом с нами, но кого мы совсем не замечали.

А в 1980 году в Чебоксарах опять вышла книга М.А. Козлова «Кольцо жизни », являющаяся продолжением предыдущей книги. В «Сотах жизни », как указывает сам автор, были даны описания внешности и «биографии» рассмотренных организмов. Здесь же идет речь о размножении животных.

В первой части рассматриваются различные, связанные с размножением, разнообразные и удивительные особенности строения и поведения, способствующие встрече самцов и самок: звуковая и зрительная сигнализация – «песни», «танцы», «подарки»; различные приспособления, способствующие выживанию потомства.

Далее идет рассказ о жизненных циклах тех животных, у которых потомство – личинки – оказывается в совершенно иных условиях среды, чем их родители, поэтому по внешности не похоже на них и ведёт иной образ жизни.

Во второй части книги сначала рассказывается о строении у живых организмов разных типов клеток – соматических и половых; о процессах, происходящих в них при их рождении и развитии и процессе оплодотворения. Делается вывод, что эти процессы в основном сходны у всех животных, начиная с одноклеточных простейших и кончая млекопитающими и человеком. Далее рассматриваются случаи нетипичного размножения: бесполое размножение, размножение без оплодотворения, размножение в личиночной стадии, гермафродитизм, шизогония, чередование поколений.

Наконец, в третьей части идет рассказ о различных приспособлениях, морфологических и поведенческих, направленных на защиту потомства от неблагоприятных внешних условий, от нападения хищников, способствующих их развитию – все, что носит общее название «забота о потомстве».

«Кольцо жизни», как и предыдущая книга, с первой и до последней страницы читается с неослабевающим интересом.

В 1991 году, вновь в Чебоксарах, вышла третья книга Михаила Алексеевича «Не просто букашки …», посвященная насекомым.

В первой части автор рассказывает о том, насколько велик и разнообразен мир насекомых, обитающих на нашей планете. Описав сначала класс насекомых в целом, далее автор рассматривает различные отряды.

Во второй части речь идет о вредных насекомых. Сначала идет подробный рассказ о «казни египетской» – саранче, затем о других вредителях сельского хозяйства. Далее следует рассказ о насекомых-кровососах, которые не только досаждают нам своими укусами, но и являются переносчиками многих опасных болезней человека и животных. Перейдя далее к борьбе с вредными насекомыми, автор приходит к справедливому выводу, что большие надежды на решение этой проблемы с помощью химических средств не только не оправдались, но и в большинстве случаев привели к ухудшению экологической обстановки. Рассмотрев различные биологические способы борьбы – с помощью хищников, паразитов, стерилизации и другие – Михаил Алексеевич справедливо указывает, что только с их помощью можно решить эту проблему.

В начале третьей части идет подробный рассказ о полезных беспозвоночных – опылителях растений и истребителях вредных насекомых. В заключение автор показывает, насколько велико участие всех насекомых в различных биологических процессах, происходящих в почве, воде и на поверхности – в создании и поддержании биосферы Земли.

Наконец, в 1998 году, в Москве, в издательстве «Современник», вышла книга М. А. Козлова «Кольцо жизни», в которой он объединил все три вышедшие ранее книги. В итоге получилась совершенно оригинальная замечательная книга, знакомящая читателя с миром животных (наиболее полно – с насекомыми) – с особенностями их строения, образом жизни, участием в различных биологических процессах и значении для человека и природы в целом. Зачастую излагается история изучения рассматриваемого вопроса, приведено много цитат и высказываний различных авторов, начиная с древних египтян, греков и римлян и кончая современными учеными. Чтобы заострить внимание или усилить впечатление, автор неоднократно использует различные пословицы и поговорки. В итоге получилась книга, удачно сочетающая научную информацию с живым разговорным языком.

Но еще ранее, в 1989 году, Михаилу Алексеевичу пришлось пережить происшествие, чуть не оборвавшее его жизнь. Произошло это так. Лето он проводил на своей даче в Ольгино, возле Ленинграда. И вот, гуляя там однажды по саду, он заметил выпавшего из гнезда птенчика какой-то маленькой певчей птицы. Миша решил спа66сти птенчика, вернув его в гнездо, находившееся под крышей сарая, на высоте около трёх метров. Взяв птенчика, он приставил к стене сарая лестницу и полез наверх. Вот птенчик положен в гнездо, но в тот же момент ступенька лестницы переломилась, и Миша полетел вниз. Как раз в этом месте у стены лежал большой камень, и Миша ударился об него головой. На какое-то время он потерял сознание, а когда пришел в себя, то встать не смог, с трудом, со стонами, он пополз на четвереньках по тропинке к дому. К счастью, хозяин соседней дачи оказался в этот момент рядом возле забора. Услышав стоны Миши, и увидев его, ползущего с окровавленной головой, он немедленно вызвал скорую помощь.

В больнице, куда его привезли, ему сделали перевязку, однако он продолжал находиться в полубессознательном состоянии, и было ясно, что ему необходима срочная квалифицированная врачебная помощь. Но дело осложнялось тем, что это был выходной день и в большинстве больниц остались лишь дежурные врачи. Помог брат жены – известный композитор Петров, созвонившийся со знакомыми врачами.

В специализированной больнице Мише сделали трепанацию черепа. После операции он несколько суток оставался в бессознательном состоянии, а когда пришел в себя, то оказалось, что не может не только двигаться, но и говорить, и обращенные к нему слова понимал с трудом. Потребовалось длительное многомесячное лечение, прежде чем он вернулся к нормальному состоянию. И нужно сказать, что в этом не только заслуга медицинских работников, но и сила воли самого Миши. Как только он понял, в каком оказался состоянии, он решил приложить все силы к тому, чтобы вернуться к нормальной жизни. И выполнял все требования врачей, хотя многое давалось с трудом. Когда я побывал у него в больнице, он показывал мне, как он учился писать: на бумаге во весь лист было выведено дрожащими линиями «мама». Он рассказал также, что начав уже писать разные буквы и составлять из них слова, он еще не мог сказать, сколько в написанном слове букв – пришлось учиться особо. Однако он преодолел все трудности и не только восстановился для обыденной жизни, но и с прежней энергией продолжал заниматься наукой и литературной деятельностью.

Кстати оказалось, что Михаил Алексеевич обладает большой силой внушения не только по отношению к самому себе, но и к другим. В одной палате с ним лежал больной тоже с каким-то повреждением центральной нервной системы. Врачи считали, что он уже настолько оправился, что может ходить, но больной говорил, что он не в состоянии даже встать. И вот однажды Миша, поправившийся уже настолько, что готов был к выписке из больницы, сказал вечером этому больному: «Завтра Вы пойдете!». На другой день, утром, он подошел к койке больного: «Ну, вставайте, пошли!». И больной встал и, опираясь на руку Миши, пошел по палате.

Задолго до описанных событий, в 1980 году, я предложил Мише совместно написать определитель беспозвоночных, предназначенный для широкого пользования. Он согласился. В 1981 году наша книга была принята издательством «Просвещение». Однако выпуск книги сильно задержался – она появилась лишь в 1991 году под названием Козлов М.А., Олигер И.М. «Школьный атлас-определитель беспозвоночных».

В середине 80-х годов мы с Мишей, рассмотрев существовавший тогда школьный учебник зоологии, пришли к единому мнению, что он не отвечает современным требованиям: слишком сух, перегружен анатомией и мало данных по биологии и экологии. Издание нового учебника потребовало бы много труда и времени не только на его составление, но и на проталкивание его сквозь административные рогатки. Поэтому мы ограничились тем, что составили программу улучшения существующего учебника, в соответствии с этой программой переработали одну из глав и представили все это в издательство «Просвещение» с тем, чтобы при переиздании учебника в него были внесены предлагаемые нами изменения. Редакция издательства созвала совещание для обсуждения наших предложений. На этом совещании учителя биологии нескольких московских школ высказались в поддержку наших предложений. Но деятели «чистой» педагогики из Министерства просвещения и московских пединститутов выступили «против». При этом они не столько возражали по существу предлагаемых нововведений, сколько считали, что в таком случае это будет уже не переработанный, а совершенно новый учебник, а для его одобрения необходимо более глубокое и широкое обсуждение. В итоге издательство отказалось от наших предложений.

Михаил Алексеевич на этом не успокоился. Сначала он принял участие в составе коллектива ленинградских авторов в создании учебника «Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений». Первое издание выпущено в Москве издательством «Просвещение» в 1989 году, затем последовали переиздания вплоть до 2000 года.

В 1997 году в С. Петербурге издательством «Специальная литература» был издан учебник: Быховский Б. Е., Дольник В. Р., Козлов М. А. «Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений». Переиздания – в 1999, 2001, 2002, 2004 годах.

Также в 1997 году, в С. Петербурге в издательстве «Специальная литература» появились две такие книги: Дольник В. Р., Козлов М. А. «Зоология. Беспозвоночные. Многоуровневый учебник для 7 класса кл. общеобразовательной школы, гимназии и лицеев» и Дольник В. Р., Козлов М. А. «Зоология. Хордовые. Многоуровневый учебник для 8 класса общеобразовательных школ, гимназий и лицеев». Это были совершенно новые, оригинальные учебники, отличавшиеся от всех прежних тем, что в них всюду кроме основного текста были даны особо выделенные дополнения для более любознательных читателей. Обе книги были переизданы в 1999, 2000, 2001 и 2002 годах.

Наконец, в том же 1997 году, в Москве издательство «Педагогика-Пресс» выпустило книгу: Дольник В. Р., Козлов М. А. «Зоология для всех. Рыбы».

В 19992000 гг. Козлов и Дольник с помощью двух издательств (СПб.: ЧкРонаНеве; М.: издательство МГУ), выдали на гора 8 книжек «Атлас. Учебное пособие. – Насекомые. – Птицы. – Земноводные и Пресмыкающиеся. – Введение в зоологию. Простейшие. Губки. Кишечнополостные. – Черви и моллюски. – Ракообразные и паукообразные. – Рыбы. – Млекопитающие». Это книжки большого формата, с прекрасными рисунками на хорошей бумаге, несомненно, стали ценными учебными пособиями.

Также в 2000 году издательство «Золотой век, Диамант» выпустило большую книгу М. А. Козлова «Живой мир».

Как видим, все эти годы Михаил Алексеевич много и успешно работал над учебными пособиями и научно-популярными книгами по зоологии.

Еще в начале 90-х годов Михаил Алексеевич задумал написать большое сочинение, в нескольких томах о животном мире СССР, нечто вроде «Жизни животных» Брема, которое содержало бы описание строения, географического распространения, биологии, поведения, значения в природе и жизни человека различных животных из всех типов царства животных. Он поделился этими планами со мной и предложил мне принять участие в их осуществлении. Я ответил, что с удовольствием бы включился в эту работу, но у меня тогда уже сильно ухудшилось зрение, поэтому с литературой работать мне будет трудно, в основном придется полагаться лишь на собственную память. А знаю и помню я хорошо лишь фауну европейской части СССР, азиатскую же фауну знаю недостаточно. Михаил Алексеевич ответил, что этого достаточно, а чего будет не хватать, он дополнит сам. И мы принялись за работу.

Мы решили сделать четыре тома: беспозвоночные, холоднокровные позвоночные, птицы и млекопитающие. И в 1996 году первые два тома – «Беспозвоночные» и «Холоднокровные позвоночные» были сданы в издательство. Однако, с «Беспозвоночными» вышла какая-то неувязка – пришлось переделывать рисунки, поэтому в печать сначала пошли «Холоднокровные позвоночные». Но тут в издательстве начались финансовые неурядицы, дела его перешли к другому издательству. В результате том «Холоднокровные позвоночные» лишь в 2004 году вышел из печати в С. Петербурге, в издательстве «Азбука-классика, Золотой век», под названием: Козлов М. А., Олигер И. М. Мир животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Зоологическая энциклопедия. Книга получилась очень солидной (720 страниц), и прекрасно оформленной, с рисунками Н. А. Флоренской каждого из описанных видов животных.

Тогда же был сдан в издательство и подготовлен к печати том «Птицы». Том «Млекопитающие» Михаил Алексеевич собирался оформить и сдать в издательство в 2006 году, но нелепая смерть не позволила ему закончить эту работу. Вечером 11 сентября 2006 года, возвращаясь из Зоологического института, уже недалеко от дома он был убит бандитами. Так нелепо внезапно оборвалась жизнь замечательного человека, блестящего ученого-зоолога Михаила Алексеевича Козлова.

Все, кто знал Михаила Алексеевича, помнят его как выдающегося ученого, систематика «от Бога», сумевшего разобраться в сложнейшей группе насекомых (за которую никто не хотел браться) – проктотрупоидных наездниках. Он дал их монографическое описание, описал около 600 новых видов (как ныне существующих, так и вымерших), выявил ход их эволюции и установил некоторые закономерности эволюции, общие для всех паразитических насекомых. Мы помним его как талантливого популяризатора науки, написавшего ряд увлекательных научно-популярных книг по зоологии, задумавшего создать «Зоологическую энциклопедию» и осуществившего выход ее первого тома. Помним, как вдумчивого педагога-новатора, создавшего совершенно оригинальный школьный учебник зоологии и ряд учебных пособий. И, конечно, всегда будем помнить, как чуткого и добросердечного человека, всегда старавшегося помочь не только коллегам по работе, но и всем интересующимся природой, активно привлекавшего единомышленников к соавторству в осуществлении задуманных им проектов.